Причина деградации человека с точки зрения даосизма
Вспомним, о чем мы говорили в предыдущих статьях. В обычной жизни современный человек ориентирован на внешние явления, вся его жизнь и мысли подчинены именно этому. Он совсем не знает о внутренних процессах. Он не знает, что основой жизни является изначальная ци, его изначальный дух спит непробудным сном.
Именно поэтому часто на первых занятиях ученики откровенно недоумевают, что происходит во время практики Цзюяншэньгун. Да, что Цзюяншэньгун, — даже самые начальные феномены цигун для современного человека являются откровением. Это, конечно, признак плохого понимания себя, но с другой стороны, всегда приятно находить то, что делает твою жизнь хоть немного лучше, независимо от того, какой плохой она была до этого.
Если разбираться в причинах такого состояния, то нужно обратиться к решающим факторам жизни вообще и функционирования человека в частности. Мы уже знаем, что в даосской алхимии такие факторы обозначаются понятиями изначальная энергия юаньци и изначальный дух юаньшэнь.
Посмотрим, что по этому поводу говорит Учитель Единого Ян*:
Начиная с 16-ти (14-ти у женщин) лет повышается роль интеллекта и познающий дух Шишэнь управляет делами, огонь сердца выгорает вверх и природа Син становится подчиненной сердцу, внутри повреждается сердце, а вовне растрачивается сила, 7 чувств и 6 страстей начинают вредить Истинному Небесному в человеке, изначальные цзин и ци истощаются и тайно сокращается долголетие.
[Начиная с совершеннолетия] … постепенно начинает нарастать убыток. Все люди под влиянием эмоций и страстей, алчности и беспокойства, влияния общества, влияния природы и других условий растрачивают свои цзин, ци и шэнь. Жизни людей следуют древнейшему нерушимому принципу – Рождение — Взросление — Старость — Смерть.
Поэтому, с одной стороны, причина духовной деградации людей заложена в самой их природе: начиная с рождения и особенно с совершеннолетия до смерти, функционирование человека проходит фазы от рассвета до заката. Как в физическом, так и в ментальном пространстве.
С другой стороны, существует также и глобальная тенденция вырождения юань ци и перехода на использование сознания вместо духа. Параллельно достигают упадка традиционные духовные Учения. Этот процесс тесно связан с вырождением юаньци. Ведь, если в людях нет надлежащего источника, то чем они будут поддерживать учения? А если учения вырождаются, то как люди смогут восстанавливать свою энергию?
А почему это произошло, объясняется в закрытых трактатах Школы. Они закрыты, потому как связаны с практикой алхимии. Частично эту ситуацию описал в своих работах Р. Генон.
На этом закончим исследование причин, подчеркнув, что полное видение ситуации на уровне обычного человека все-равно невозможно. Поэтому важно понимать общую ситуацию и тенденцию развития современного общества. И, главное, что конкретный человек в этих условиях может сделать для себя сам.
Статья написана на основе беседы с Артемьевым Д.А.
* Перев. Артемьева Д.А.