Происхождение цигун


В 80-е годы после культурной революции в Китае на волне бума возникло множество школ цигуна, которые заимствовали теорию древних школ, создали современные методы. Само слово цигун — термин получивший развитие в начале и особенно в 50-е годы прошлого века. Именно в это время слово «цигун» становится словом обыденного языка, до этого же оно встречалось спорадически в нескольких даосских трактатах. Вот, что по этому поводу пишет известный российский даолог Торчинов Е.А.:

Однако только в первой половине ХХ в. этот термин не только становится общеупотребительным, но и превращается в слово обыденного языка. Естественно, что это произошло с ростом популярности явления, обозначаемого словом цигун. Для простоты и краткости остановимся на таком определении цигун как явления культуры Китая ХХ в.: это комплексы традиционных упражнений, заимствованных из арсенала внутренней алхимии (и в отдельных случаях — из буддийской психопрактики) и выполняемых преимущественно с оздоровительными и терапевтическими целями*

И далее:

Можно ли рассматривать рассвет цигун как новое возрождение даосизма в новом обличии? И да и нет. Да, поскольку методы цигун — методы, безусловно, даосские. Нет, потому что практика цигун не сопровождается восприятием даосского мировоззрения в его целостности.**

Соответственно до этого были практики буддийские, даосские, конфуцианские, медицинские, боевых искусств, шаманские и т.д., но не было никакого цигуна! Поэтому давайте разберемся как соотносятся алхимия и цигун.

Настоящих школ алхимии очень немного и их всех легко проследить по источникам, а школ цигун в 80-е годы создано бесчисленное количество, часто путем заимствования методов друг у друга. Так у нас есть справочник, который называется «Тысячи методов тысяч школ цигун», там все это подробно описано. Так и идею ци предшествующего Неба вновь созданные школы широко заимствовали, вставляя куда надо и не надо. Для Школы алхимии мало провозгласить наличие работы с юань ци, нужно еще указать линию преемственности и соответствующие трактаты Школы.

Итак цигун возник в Китае лишь в годы «культурной революции» и хотя не является целостной системой в отличии от даосской алхимии дает хорошие результаты в оздоровлении.

* Торчинов Е.А. Даосские практики // Путь золота и киновари: Даосские практики в исследованиях и переводах Е.А. Торчинова. — СПб.: Азбука-классика; Петербургское Востоковедение, 2007., 480с.: с.157-158

** Там же с.162