Дао

На фоне современных многозначных толкований Дао, нужно сказать, что сам иероглиф «Дао» имеет четкий и конкретный смысл, однозначный. Но что такое «однозначное Дао» становится ясным при изучении текстов и методов алхимических школ. Определенные разъяснения постараемся сделать в этой и других статьях, но полное раскрытие данных вещей не входит в наши планы.

Действительно, современные варианты прочтения «Дао дэ цзин» напоминают по своей пестроте все всевозможные жанровые вариации, но стоит только задуматься, что хотел передать Учитель Лао цзы своему ученику Иньси (Гуань Иньцзы), как возникает мысль что явно не заготовку для фантазиии.В «Дао Дэ Цзин» Лао цзы пишет: «Дао-Путь рождает Одно, Одно рождает Два, Два рождают Три, Три рождают все сущее»(перев. Торчинов Е.А.).

Т.е. Дао лежит в основе всего мироздания. Разделяясь на части Дао порождает Инь и Ян. По сути Дао – это энергетическая субстанция, а Инь и Ян – два вида этой энергии. Традиционно эта энергия называется ци, изначальная ци (или юань ци). Но Дао едино и нераздельно, поэтому мир состоящий из его частей – двух энергий ци – уже не целостен. Обрести Дао обозначает соединить эти две части обратно. Но если Дао – основа всего мира, то как один человек может это сделать? Дело в том, что Человек и Космос функционируют по единым законам. Микрокосмос здесь совпадает с Макрокосмосом. Таким образом, Человек является разделенным единством. Обретение Дао – означает соединение двух энергетических частей человека в одно целое.

Таким же образом происходит познание Дао в даосизме. Т.е. не размышлениями, не эмпирическими исследованиями, а через познание себя, совершенствуя свой микрокосмос. Основываясь на тождестве устройства Микрокосмоса и Макрокосмоса, только и можно познать Дао. Исходя из такой трактовки понятно, почему Дао часто обозначается как имманентные универсальные законы Вселенной. Полное постижение таких законов Дао возможно только через практику Даосской алхимии и аналогичные методы. Теперь фраза «Дао Дэ Цзин»: «Не выходя со двора, можно познать мир. Не выглядывая из окна, можно видеть естественное Дао» (перев. Торчинов Е.А.),- становиться более понятной.

Итак, Дао формируется из двух частей. Что это за части? Это Син и Мин, о которых можно будет прочитать в следующих наших материалах.

Cылки:

Торчинов Е. А. Даосизм. «Дао-Дэ цзин» / Предисл. пер. с кит., коммент. Е. А. Торчинова. СПб., 1999; 2-е изд. СПб., 2004.

Учитель Единого Ян о Совершенствовании Дао