Особенности практики в монастыре и в миру
Вопрос: Прошу Учителя разъяснить, что такое «совершенствование в обществе» и «совершенствование вне общества»?
Учитель ответил: С древности совершенствующиеся в бессмертии и изучающие Дао, независимо от профессий и рода занятий, все находились на грешной земле, согласно своему способу жили и работали. Их питье, еда, быт – все это было одинаково с обычными людьми, такой способ практики в семьях, практики среди общества, без соблюдения ограничений религиозных предписаний, самостоятельной практики называется «совершенствованием в обществе».
Совершенствование в обществе из-за того, что не имеет ограничений окружения и влияния, сравнительно удобно, легко добиваться успеха, очень многие, ставшие сянями и завершившие Дао, практиковались в обществе.
Способ же пребывания в храмах, монастырях, когда есть определенные условия, неодинаковые с жизнью обычных людей – это способ «совершенствования вне общества».
Также есть еще один отдельный способ, когда практика Дао достигнет высокого уровня, необходимо специально практиковать не подвергаясь влиянию внешней среды, когда нужны особые определенные условия, который также называется «уходом от мира для практики». Он не является указанием на разделение монахов и мирян.
Пусть даже человек формально стал монахом, если мастерство не достигло необходимого уровня, то бесполезно уединяться от мира.
Сюаньхэцзы спросил: Прошу ответа Учителя, если человек, практикующий Дао, выбирает способ «совершенствания вне общества» или «совершенствования в обществе», то какой из них легче завершить?
Учитель ответил: Ранее я уже говорил об этих способах. Теперь об их различиях:
Когда монахи уходят из общества, то они могут полностью сосредоточиться на практике, а также монастыри и храмы расположены обычно в хорошей местности, нет внешних помех и беспокойства. Это все является хорошими обстоятельствами для практики монахов и практикующих вне общества. Однако при обычных обстоятельствах, хотя помехи общества не беспокоят их напрямую, но есть еще загруженность монастырской работой, часто в монастырях есть явление соперничества за лидерство и власть, часто нет истинной передачи, также есть ограничения религиозного характера, так что совершенствование «вне общества» оказывается не настолько идеальным. Те, кто стремится к Даоуходя в горы и монастыри, вовсе не обязательно смогут найти то, что они хотят.
У тех же, кто совершенствуется в обществе, обычно условия жизни сравнительно хорошие, также есть большая свобода для совершенствования, можно легко сживаться с любыми условиями, надежда на успех же, напротив, сравнительно большая.
Однако же достигнув высокого уровня в практике, нужно обязательно уходить из общества, это не указывает на необходимость практики в монастырях и храмах, а говорит о необходимости очищения сердца в условиях отсутвия помех многочисленных дел общества.
Нужна лишь крепкая воля, и тогда и в обществе, и вне его можно завершить Дао, для этого не нужны формальные ограничения, в практике пути эликсира нет обходных путей и легких дорог.
Учитель Единого Ян. Перевод Д.А. Артемьева