Торчинов Е.А. Даосские практики:

На рубеже XVI-XVII вв. во внутренней алхимии появилось новое направление, созданное даосом У Чун-сюем и несколько реформированное в XVIII в. Лю Хуа-яном.

Это направление получило название “школы бессмертных-будд” (сянь-фо пай), поскольку, оставаясь по сути своей вполне даосским, активно использовало буддийскую терминологию и ставило знак равенства между даосским бессмертием и состоянием Будды*. Оно породило огромное количество текстов – руководств по практике внутренней алхимии. Именно по ним впервые познакомился с практикой нэй дань и Запад – благодаря переводу текста XVII в. “Тайна золотого цветка” (предисловие к нему написал знаменитый психоаналитик и мыслитель К.Г.Юнг), выполненному известным немецким синологом Вильгельмом (1873-1930), и более позднему (1970) переводу на английский язык (под названием “Даосская йога”) сочинения даоса второй половины XIX в. Чжао Би-чэня “Тайна совершенствования природной сущности и жизненности”, осуществленному известным популяризатором китайских буддийских и даосских практик гонконгским буддистом Чарльзом Луком (Лу Куань-юем).

* Другое название этого направления (по фамилиям его создателей) – “школа У-Лю”.(прим. Е.А. Торчинова).

Торчинов Е.А.  Даосизм:

Даосская “школа трех религий” (сань цзяо гуй и) разделялась на две школы; ведущей была восточная (дун пай), именовавшаяся также школой “будд-бессмертных” (сянь фо), и “три пика” (сань фэн) по имени крупного даосского деятеля XIV—XV вв. Чжан Саньфэна, с которым традиция связывает, хотя, видимо, и безосновательно, боевые искусства “Тай цзи цюань”.

Как уже говорилось, школа оформилась в XIV в. и получила особое распространение в правление Вань-ли (1573— 1620 гг.) благодаря деятельности даоса У Чунсюя, проповедовавшего “внутреннюю алхимию”, собственно даосская терминология которой соединялась с буддийской.

Школа дала некоторые тексты, с которыми в Европе познакомились еще в 20-е гг. нашего столетия (прежде всего речь идет о сочинении Лю Хуаяна, XVIII в., “Тай-и цзинхуа цзунчжи”, переведенного Р. Вильгельмом как “Тайна золотого цветка” и снабженного в переводе предисловием К. Г. Юнга).

Торчинов Е.А. Чжан Бо-дуань. Главы о прозрении истины:

К XII в. внутренняя алхимия окончательно занимает доминирующие позиции, а внешняя практически совсем исчезает … Ведущие представители внутренней алхимии – Лю Сюань-ин ( Лю Хай-чань, Xв.), Чжан Бо-дуань (XIв.), Бо Юй-чань (XIIIв.), У Чун-сюй (XVIIв.).

Торчинов Е.А. Даосизм и традиционные китайские системы:

Трактат Чжао Бичэня принадлежит к так называемой школе «бессмертных-будд» (сянь фо), основанной в XVI — начале XVII вв. даосом У Чунсюем и реформированной в XVIII в. другим даосом — Лю Хуаяном. Продолжая традицию даосской внутренней алхимии X — XIII вв. (период ее расцвета) последователи школы «бессмертных-будд» активно дополняли даосские термины и представления буддийскими, иногда радикально меняя смысл последних. Еще одной существенной особенностью данной школы является откровенный физиологизм, заменяющий более утонченный психологизированный энергетизм классических трактатов.

Комментарии:

Следует отметить, что Торчинов Е.А. допускает одну ошибку и одну неточность в отношении школы Улюпай. Первая состоит в том, что у Лю Хуаяна нет такого трактата, как “Тай-и цзинхуа цзунчжи”. Его автор — Люй Дунбинь. Сложно сказать, была ли это ошибка лично Торчинова Е.А. или он просто перепечатал ее из других исследований, но одной из ее причин, по-видимому, является совместная публикация немецкого перевода трактата Лю Хуаяна «Хуэй Мин Цзин»  и вышеупоянутого “Тай-и цзинхуа цзунчжи”.

Второй момент, требующий уточнения — принадлежность Чжао Би-чэня к школе Улюпай. Хотя в линии его учителей был обучающийся у Лю Хуаяна, но сама школа Улюпай не признает за этим ответвлением преемственности традиции.

Источники в порядке цитирования:

Торчинов Е.А. Даосские практики//Путь золота и киновари: Даосские практики в исследованиях и переводах Е.А. Торчинова. – СПб.: Азбука -классика; Петербургское Востоковедение, 2007. – 480с. – С. 154.

Торчинов Е.А.  Даосизм: опыт историко-религиозного описания. СПб., Лань. 1998

Торчинов Е.А. Чжан Бо-дуань. Главы о прозрении истины. Введение // Путь золота и киновари:  Даосские практики в исследованиях и переводах Е.А. Торчинова. – СПб.: Азбука -классика; Петербургское Востоковедение, 2007. – 480с. – С. 274.

Торчинов Е.А. Даосизм и традиционные китайские системы // Лу Куань Юй Даосская йога, алхимия и бессмертие. Перев. Торчинова Е.А. — СПб.: ОРИС, 1993. 368с.: с. 24