Женская алхимия
Женская алхимия
Особенности и отличия мужской и женской практики алхимии
Как-то на одной из лекций в нашем центре спросили: может ли женщина добиться чего-нибудь в алхимии, или у нее нет шансов и уготовленная ей участь — только рожать детей?
На самом деле вопрос этот совсем не простой и не праздный, поскольку имеет глубокую историческую подоплеку.
Дискриминация женщин в вопросах духовного совершенствования присутствовала с древних времен во многих религиозных традициях как на Западе, так и на Востоке. В истории даосизма количество женщин, достигших высоких уровней духовной практики, на порядок меньше, чем мужчин. Почему же это так?
Даосы считают, что это определяется исключительно социальными факторами и никаких принципиальных ограничений к духовному совершенствованию у женщин нет. Хотя вследствие различного строения мужского и женского организмов этапы практики будут разными. Например, начальные этапы мужчине пройти проще, зато на более продвинутых женщина легко даст фору мужчине.
Каковы же социальные факторы, с глубокой древности препятствовавшие духовному совершенствованию женщин? Прежде всего, это традиционный уклад социальной жизни китайцев, приводящий к тому, что женщине оторваться от семьи для поиска учителя гораздо сложнее, нежели мужчине. Также грамотных женщин было гораздо меньше, чем мужчин в соотношении примерно 1 к 50. Это не давало женщинам возможности изучать трактаты, которые всегда способствовали формированию первичного интереса и были толчком к тому, что человек пускался на поиски учителя. Если предположить, что существовало бы равенство мужчин и женщин по их социальным возможностям, вполне вероятно, что достигших реализации женщин было бы не меньше, чем мужчин. Древние трактаты по женской алхимии выделяют два фактора, мешающих женщинам продвигаться в совершенствовании — это упрямство и бесконечная работа ума. Если с первым еще как-то возможно сладить, со вторым фактором дело обстоит значительно сложнее. Мысль у мужчины имеет тенденцию к самозатуханию, а у женщины в состоянии крутиться бесконечно. Поэтому ей сложнее войти в состояние покоя ума, когда проявляется изначальный дух. Рассмотрим теперь отличия мужской и женской практики, причины которых кроются в различиях энергетики и физиологии.
Начальная работа по заложению основы, а именно Цзюяншэньгун(переводится как «Чудесная Работа Девяти Ян») одинакова для мужчин и женщин. Есть небольшие отличия в подготовительных упражнениях, но принципиально механизм циркуляции энергии один и тот же. На этом этапе достигается активизация работы изначальной энергии и восстановление баланса Инь и Ян в организме. На следующем этапе, когда происходит основная работа по заложению основы (жушоугун), различия в мужской и женской практике становятся принципиальными. Давайте попробуем разобраться, почему?
Основной задачей данного этапа является восстановление потерянного в течение жизни изначального цзин. Чтобы его восстановить, необходимо прекратить его траты. Ведь цзин прежде всего тратится на взращивание половых клеток. Поэтому для устранения истечения цзин мужчине нужно прекратить тратить семя, а женщине — прекратить месячный цикл. Именно во время менструального кровотечения изначальный цзин тратится в явном виде, поскольку много энергии теряется как непосредственно с кровью, так и впоследствии на выращивание яйцеклетки, оболочек матки и т. п. Именно поэтому месячные являются основным препятствием к восполнению юаньцзин, а также причиной того, что детородный срок женщины меньше, чем у мужчины.
Женщина также тратит много изначальной энергии на вынашивание ребенка, которому цзин напрямую передается через пуповину, а во время кормления грудью цзин напрямую передается ребенку через молоко. Прекращение месячных называется «прервать красного дракона». На самом деле это очень непростая практика, и если использовать неправильный способ (ложное пресечение красного дракона), могут быть серьезные отклонения вплоть до опухолей. Те же проблемы могут возникнуть и у мужчин, если они начнут соблюдать воздержание. Чтобы это делать безболезненно, надо знать, как трансформировать избыток цзин. Ложных способов совершенствования для женщин много, и хоть они и могут дать прекращение месячного цикла, но вместо пользы и накопления цзин приведут к обратному эффекту — цзин вообще перестанет образовываться, как это происходит во время менопаузы. Такими ложными приемами могут быть медикаментозные средства либо сексуальные практики, приводящие к опустошению ци в теле женщины. Поэтому обязательно надо искать учителя, который передал бы правильный метод. Нельзя самостоятельно пытаться прервать красного дракона. Но далеко не все учителя-мужчины могут учить женщин, для этого тоже необходима соответствующая передача.
Отсюда и начальные трудности в практике. Мужская практика более или менее последовательна, а начальные этапы не требуют глубокого вмешательства в физиологию; эти изменения происходят естественным образом по мере продвижения в практике, духовного и энергетического роста. Мужчине даже не требуется соблюдать воздержание, так как предполагается, что метод восстановления юань ци позволяет восстанавливаться быстрее, чем тратить. Только после завершения следующего этапа алхимии — «перегонки цзин в ци» — отказ от секса может произойти совершенно естественным образом, так как весь цзин уже переплавлен в ци. Человек, достигший этого, называется святым архатом. Это еще не бессмертие, поскольку син и мин не соединены, но такой человек может жить очень долго (практически неограниченно долго), и после смерти его тело останется нетленным. Таким образом дети, старики и святые похожи тем, что цзин у них нет, и вследствие этого отсутствует репродуктивная функция. Отличие состоит в том, что у детей цзин еще не сформировался (не созрел), у стариков уже растрачен, у святых — превращен в энергию.
В разных даосских школах индивидуальные методы совершенствования женщины делятся на два типа. В первом случае с помощью определенных методов женщина становится практически как мужчина: изменяется гормональный баланс, грудь становится плоской, месячные прекращаются. Только после соответствующих изменений женщина может практиковать алхимию. По этим методикам существует достаточно много трактатов, подробно описывающих стадии практики и необходимые физиологические изменения. Во втором случае практика построена так, что женщина сохраняет свои женские качества. Именно такой вариант используется в школе Улюпай. Этот способ практики является наиболее секретным, и опубликованных трактатов по этому вопросу не существует. Рассмотрим теперь отличия между мужским и женским совершенствованием.
Путь женщины и мужчины не одинаков. Особенно это касается совершенствования мин. У мужчин при совершенствовании мин развивается центр в животе. У женщин центр в животе не может быть использован на начальном этапе. Однако, если у мужчины есть цзин, который в косвенном виде служит для создания потомства, то у женщины цзин как такового нет, у нее есть кровь. Она на первом этапе должна быть превращена в цзин. У женщины очищенная энергия находится в центре груди. С помощью возгонки она должна превратиться в цзин и опуститься в низ живота. Энергия из груди уйдет. После этого цзин начинает накапливаться, и менструальный цикл прекращается. После того как цзин накоплен до полноты, стадии дальнейшей практики у женщины соответствуют мужским.
Сроки прохождения стадий алхимии у женщин и мужчин различаются. Так, например, этап заложения основы мужчинами (до 30 лет) проходится за 100 дней, а женщине нужно 300. Зато, натерпевшись трудностей в начале пути, дальнейшие стадии женщина проходит гораздо быстрее и проще. Так, например, стадии земного бессмертного женщина достигает за один год (мужчина за 2), а этап 9 лет лицом к стене женщина проходит за 5 лет.
Отличие мужской и женской практики приводит к тому, что на высоких стадиях у женщин развиваются другие способности, чем у мужчин, иное строение тонких тел, да и янский дух имеет другие качества, поэтому и называется по-другому. Например, в тибетском тантрическом буддизме такие женские божества называются дакини.
Древний Будда сказал, «когда мужчина практикует алхимию, он начинает с базовой работы по заложению основы. У мужчин энергия Ян выходит из тела по желанию.У женщин по природному закону. У женщин энергия Ян поднимается в область груди снизу вверх. Отсюда мужское тело твердое,а женское мягкое. Мужчины вырабатывают даньтянь и в нем хранят Ян цзин, чтобы он не выходил наружу. Когда это происходит долго, возникает внутренний огонь. И цзин может быть превращен в ци, ци в шэнь, а шэнь в пустоту. Достигается Дао.У женщин тело инь.В теле доминирует кровь, поэтому ци сначала должна взращиваться в области груди и постепенно красное превратитсяв белое. Процесс можно практиковать только тогда, когда ци достигает субстанции чистого Ян.Женщины сначала прорабатывают форму (тело), а затем основу, а мужчины наоборот — сначала основу (изначальная ци), затем форму».
Итак, этапы совершенствования в женской алхимии следующие:
1. Сохранение сердца. Женщина учится останавливать ум.
2. Взращивание син. Стабилизация.
3. Взращивание цзин и ци, что приводит к прерыванию красного дракона и образованию полости ци.
4. Земной бессмертный (дисянь).
5. Духовный бессмертный (шэньсянь).
6. Лицом к стене. Небесный бессмертный (тяньсянь).
7. Уход на небесный план.
Подводя итог, очень важно понять, что в алхимии мужской и женский путь различаются, так как мужские и женские тела имеют различное физиологическое и энергетическое строение. И если не разделять методы, то не добиться успеха в практике. Только профанические школы равняют всех под одну гребенку.